Подготовка к работе и порядок работы насосов ЭЦВ
1. Перед подготовкой агрегата к работе:
- проверьте соответствие технической характеристики агрегата по напору и подаче условиям его работы в данной скважине. Дебит скважины должен быть больше номинальной подачи агрегата не менее чем на 25%. При этом номинальный напор выбранного агрегата должен превышать примерно на 5% сумму динамического уровня воды в скважине и высоты подъема воды над уровнем земли, необходимой потребителю;
- расположите агрегат выше фильтра скважины и ниже динамического уровня воды в скважине. При необходимости расположения агрегата в скважине диаметром обсадной трубы больше, чем требуется по размеру агрегата, на двигатель установите специальный кожух. Кожух должен быть заглушен над сеткой, чтобы обеспечить поступление охлаждающей воды только через пространство между кожухом и двигателем. Понижение динамического уровня воды в скважине контролируется датчиком "сухого хода".
- произведите подбор сечения токоподводящего кабеля в зависимости от тока двигателя и длины кабеля от двигателя до устройства управления или пускозащитного устройства. Для кабеля следует использовать провод ВПП или ВПВ ТУ16-705.077-79.
Пример – Для двигателя 11–180 (11 кВт - номинальная мощность, 180 мм – габарит (диаметр)) при номинальном токе 24 А и длине кабеля 97 м (глубина установки агрегата в скважине плюс расстояние до устройства управления) выбирают кабель сечением 6 мм2 в соответствии с таблицей, а именно, ближайшее большее значение, соответствующее пересечению штриховых линий.
2. При подготовке агрегата к работе:
- проверьте внешнее состояние агрегата и комплектующих изделий;
- проверьте проворачивание ротора агрегата с помощью отвертки, вставляемой в паз вала насоса со стороны головки. Отвертка длиной не менее 250 мм с размером лопатки толщиной 2 мм и шириной не менее 13 мм. В случае непроворачивания агрегат погрузите в воду на один час для устранения промерзания или прилипания в подшипниковых узлах, после чего повторите проверку. Ротор агрегата должен проворачиваться свободно;
- произведите двукратное заполнение и слив воды из негерметичного или из герметичного незаполненного двигателя для его расконсервации;
- установите на место пробки–фильтры для негерметичного двигателя, сливное отверстие герметичного двигателя закройте пробкой;
- герметичный незаполненный двигатель заполните питьевой водой или смесью сырого глицерина и питьевой воды в соотношении 1:1. Заполнение произведите до появления воды или смеси из заливного отверстия, расположенного в верхней части двигателя. Отверстие закройте пробкой;
- двигатель зарубежной фирмы подготовьте к работе в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации;
- негерметичный двигатель заполняется при погружении его в воду через пробки-фильтры;
- по истечении 1 часа проверьте сопротивление изоляции обмотки двигателя относительно корпуса, заполненного водой или смесью. Сопротивление изоляции в практически холодном состоянии должно быть не менее 5 МОм;
- соедините токоподводящий кабель с выводами двигателя соединительными гильзами путем опрессовки, пайки или скруткой с последующей пайкой или сваркой скрутки;
- места соединения изолируйте поливинилхлоридной электроизоляционной лентой, накладывая ее в полнахлеста до получения диаметра, равного диаметру кабеля, после чего дополнительно изолируйте на длине 150 мм шестью слоями в полнахлеста. Изолирование производите с натяжением ленты, добиваясь плотного прилегания слоев;
- проверьте сопротивление изоляции мест соединений и токоподводящего кабеля после выдержки в воде не менее 1 часа. Сопротивление изоляции должно быть не менее 1 МОм;
- смонтируйте водоподъемную колонну;
- произведите подключение к сети агрегата с трехфазным двигателем через устройства управления в соответствии с проектом объекта;
- произведите подключение агрегата с однофазным двигателем через пускозащитное устройство согласно схемы, изображенной на внутренней стороне крышки устройства;
- после окончания монтажа проверьте сопротивление изоляции системы токоподводящий кабель-двигатель. Сопротивление изоляции должно быть не менее 1 МОм.
3. Пробный пуск агрегата и выход на рабочий режим
4. При пуске необходимо определить правильное направление вращения.
Включив агрегат в работу, наблюдают за напором (подачей), затем выключают его, меняют местами две фазы (только для агрегатов с трехфазным двигателем) и вновь включают, наблюдая за напором (подачей). Правильному направлению вращения соответствует больший напор (подача). Агрегаты с однофазным двигателем имеют правильное направление вращения. Следует в течение первых 30 мин работать с подачей составляющей 30–50 % от номинальной, при этом пять минут агрегат должен работать на слив для проведения расконсервации насоса.